Статьи

Формальное установление антимонопольным органом факта нарушения закона о контрактной системе является недостаточным основанием для включения победителя торгов в реестр недобросовестных поставщиков.

Формальное установление антимонопольным органом факта нарушения закона о контрактной системе является недостаточным основанием для включения победителя торгов в реестр недобросовестных поставщиков.

Формальное установление антимонопольным органом факта нарушения закона о контрактной системе является недостаточным основанием для включения победителя торгов в реестр недобросовестных поставщиков.

В октябре 2023 г. Верховным Судом РФ было вынесено Определение по делу №А40-47485/2022, в котором высшая судебная инстанция напомнила, что закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора ФАС не должна ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязана всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В рамках рассматриваемого спора участник закупки не смог заключить договор по поставке медицинских материалов на сумму 11 815 рублей 65 копеек по причине резкого плохого самочувствия ответственного за проект сотрудника, который не предупредил руководство о необходимости подписать контракт.  

Суды первой и апелляционной инстанций установили:

  1. Отсутствие у общества умысла на уклонение от заключения контракта.
  2. Совершение необходимых приготовлений к исполнению контракта (направление до составления протокола о признании победителя аукциона уклонившимся уведомления о готовности товара к отгрузке, обеспечение исполнения контракта).
  3. Социально-ориентированный характер деятельности заявителя (снабжение медикаментами).
  4. Продолжительный период надлежащего исполнения государственных и муниципальных контрактов, в том числе заключенных с учреждением.
  5. Незначительный объем поставок по подлежащему заключению контракту при всем объеме исполненных контрактов и несопоставимость цены контракта наказанию с учетом правовых последствий для заказчика.

В связи с этим ненормативный правовой акт ФАС был признан незаконным.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в случае нарушения каких-либо положений закона о контрактной системе, к участнику торгов автоматически не могут быть применены санкции в виде внесения в реестр недобросовестных поставщиков, а должны быть учтены фактические обстоятельства каждого конкретного дела.