Полезное гражданам

Покупка товара на маркетплейсе: кому предъявлять претензии?

            Покупка товара на маркетплейсе: кому предъявлять претензии?

Покупка товара на маркетплейсе: кому предъявлять претензии?

Приобретение товаров на таких электронных площадках, как Wildberries, Ozon, Lamoda, AliExpress, Яндекс Маркет, на сегодняшний день является самой распространенной формой дистанционных сделок купли-продажи.

При этом качество товара не всегда соответствует заявленному, в результате чего претензии потребителей неизбежны.

Однако у покупателей возникает вопрос, кому их направлять, чтобы в последующем в случае судебного разбирательства, претендовать, в том числе, на все штрафные санкции.

Как показывает судебная практика, надлежащий ответчик определяется исходя из условий договора, заключенного между маркетплейсом и продавцом, а в последующем, с учетом обстоятельств приобретения товара потребителем.

Итак, если электронная площадка действует исключительно, как агент, предоставляя продавцам пространство для продажи товаров, передачу информации о заказе товаров продавца и информационное обслуживание клиентов, а договор купли-продажи и получение денег по нему осуществляется непосредственно с продавцом (что следует из чека/квитанции, которые вы получаете при покупке), то и претензию нужно направлять продавцу.

Напротив, если во взаимоотношениях с потребителем маркетплейс выступает в качестве продавца товара, принимает заказ на продажу конкретного товара от потребителя, то требование может быть заявлено напрямую к нему.

В данной ситуации учитывается, что информацией о других участниках сделки покупатель не располагает, воспринимает электронную платформу, разместившую информацию о продаваемом товаре и осуществляющую все действия, связанные с заключением и исполнением договора купли-продажи от своего имени, как продавца товара.

Таким образом, при определении надлежащего получателя претензии следует ознакомиться с условиями размещения товаров маркетплейсами, которые, как правило, находятся в общем доступе и содержат информацию об ответственности сторон в случае предъявления претензий потребителями.

Помимо этого, необходимо обратить внимание на содержание документов, полученных по результатам совершенной сделки, в частности на получателя платежа.