ОСПАРИВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА И НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ДОНАЧИСЛЕНИИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.
Поводом для написания настоящей статьи послужила устойчивая и, к сожалению, бездумная позиция территориальных управлений пенсионного фонда исчислять подлежащие уплате суммы страховых взносов исходя из валового дохода, а не фактической прибыли.
В практических целях эта статья ориентирована на предпринимателей, работающих на ОСН и уплачивающих взносы за себя (самозанятые).
Согласно Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели. Плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере (если доход не превышает 300 000 рублей), или в размере 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей.
Следуя нормам закона, при оплате страховых взносов у плательщиков не должно возникать никаких проблем, достаточно определить сумму доходов и исчислить с нее необходимые взносы.
Вместе с тем проблема существует: что понимать под «доходом» плательщика? Административные органы единогласны – доходом является общий оборот плательщика, не смотря на реально полученную прибыль. Плательщики исходят из обратного – доходом для целей исчисления страховых взносов следует считать сумму дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, за вычетом фактически произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Следует отметить, что различные подходы к понятию «доход» ощутимы при исчислении страховых взносов. Зачастую разница между суммами страховых взносов исчисляется десятками тысяч рублей (максимальный размер в 2016г. — 135 тыс. руб.).
В силу различного понимания «доходов» в настоящее время, как и за прошлые налоговые периоды, территориальные управления пенсионного фонда доначисляют к раннее оплаченным страховым взносам обязательные платежи и выставляют соответствующие требования плательщикам.
Некоторые предприниматели соглашаются с позицией административных органов, иные защищают свои права, не допуская произвольного толкования норм закона исключительно в пользу государства.
Полагаем, что при определении суммы обязательных к оплате страховых взносов, необходимо исходить из понимания доходов, как «доходы минус расходы».
Федеральным законом № 212-ФЗ установлено, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период. На основании данного положения следует, что база для исчисления страховых взносов должна совпадать с налогооблагаемой базой, определяемой в соответствии с Налоговым кодексом, что также указано в ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ – «доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации».
Из существа норм Налогового кодекса следует, что индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. При исчислении налоговой базы предприниматели имеют право на уменьшение полученного дохода на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет), что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Однако, законодательство о страховых взносах не содержит норм, позволяющих при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшать полученные индивидуальным предпринимателем доходы на сумму понесенных им расходов.
С такой проблемой сталкивались многие предприниматели, и в конце 2016г. Конституционный суд России (высшая судебная инстанция, решения которой не подлежат обжалованию) постановил, что при определении страховых взносов доход предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов.
До принятия Постановления Конституционного суда судебная практика была сформирована исключительно не в пользу предпринимателей. Даже после рассмотрения дела Конституционным судом предпринимателям удавалось добиться положительного результата в апелляционной и, зачастую, в кассационной инстанциях. В настоящее время позиции судов меняется, подобные дела стали рассматриваться более вдумчиво, что является положительным явлением для российской правовой действительности.
С января 2017г. Федеральный закон №212-ФЗ утратил силу, а полномочия по администрированию страховых взносов переданы ФНС России (глава 34 НК РФ). В связи с чем надеемся, что при исчислении страховых взносов за 2017г. и последующие периоды, налоговые органы будут учитывать систему норм Налогового кодекса, судебную практику и исчислять страховые взносы исходя из реально полученной прибыли, а не из общего дохода предпринимателя.
Однако говорить об этом пока рано, в настоящее время многие предприниматели получили решения о доначислении страховых взносов. Такие плательщики должны помнить, что предприниматели, работающие на общей системе налогообложения (уплачивающие НДФЛ по ставке 13%), не обязаны платить страховые взносы исходя из валового дохода от деятельности — они вправе вычитать расходы и платить взносы исходя из чистой прибыли.
Юрист АФ «Ревякины и партнеры»
Святослав Терещенко.