Ответственность за нарушение Правил самоизоляции
Уже в течение длительного периода времени действует режим самоизоляции, введенный на основании Постановления Правительства Ростовской области от 05.04. 2020г. № 272 с последующими изменениями и разъяснениями, в том числе предусмотренными Постановлением Правительства РО от 30.04.2020г. № 426.
В указанных документах закреплены ограничительные меры, такие как обязанности не покидать места проживания (пребывания), за исключением необходимости покупки продуктов первой необходимости в ближайшем магазине, помощи близким родственникам, следования к месту работы и обратно.
При этом, с 1 по 11 мая была введена отмена пропусков для сотрудников многих организаций, деятельность которых, в том числе, не включена в перечень запрещенных видов деятельности.
В связи с этим, возникает вопрос к какой ответственности могут привлечь за нарушение правил самоизоляции и как действовать в случае, если вас привлекли незаконно?
Часть 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение самоизоляции
Так, в ч. 2 ст. 6.3. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение Правил самоизоляции с непростой даже для юриста формулировкой, цитирую его, но, если сложно для восприятия, разбираться в нем не обязательно.
Итак, в этой статье указано — Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Ответственность за данное правонарушение составляет от 15 до 40 тыс. руб.
В связи с этим, конечно, возникает вопрос будет ли подлежать такой ответственности любой гражданин, не соблюдающий предусмотренные вышеуказанным постановлением ограничения, а именно если он, например, вышел в парк прогуляться или на стадион позаниматься, на природу отдохнут.
До 20 чисел апреля 2020г. в этих вопросах была неразбериха и суды стали привлекать к ответственности всех тех, кто не смог обосновать уважительную причину не соблюдения ограничительных мер.
Однако, в Обзоре судебной практики от 22 апреля 2020г. № 1 Верховный суд РФ разъяснил, что исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, ответственности по ч. 2 ст. 6.3. КоАП РФ с назначением штрафа от 15 до 40 тыс. руб. подлежат только лица, которые представляют угрозу заражения для других лиц и не выполнившие предписания санэпидемнадзора о более жестких мерах самоизоляции.
Ответственность возможна только в случае, предусмотренном ст. 20.6.1. КоАП РФ за Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
За это грозит предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Напомним при этом, что согласно Постановлению Правительства Ростовской области от 05.04.2020г. № 272 на территории Ростовской области такой режим повышенной готовности введен.
Таким образом, штраф может назначаться по ст. 20.6.1. КоАП РФ для граждан от 1 до 30 тыс. руб., но альтернативно здесь предусмотрено и предупреждение.
При этом, ответственность для ИП от 30 до 50 тыс. руб., а для и юридических лиц от 100 до 300 тыс. руб.
Такое наказание будет для тех, кто продолжает свою предпринимательскую деятельность вопреки запрету, предусмотренному в п. 1 вышеуказанного постановления.
При этом, согласно главы 4 КоАП РФ наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, если в отношении Вас составили протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3. КоАП РФ и передали его в районный суд, у вас есть все основании добиваться того, чтобы судья вынес постановление об отказе в привлечении вас к административной ответственности.
Ограничения в период режима самоизоляции действующие в настоящий момент с учетом вынесенных Постановлений Правительства РФ
При этом напомним, действующие в настоящий момент с учетом вынесенных Постановлений Правительства РФ ограничения –
Граждане, за исключением определенных категорий обязаны, не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев:
— обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;
— ухода за близкими родственниками, признанными недееспособными или ограниченно дееспособными, либо находящимися на иждивении, либо нуждающимися в постоянном постороннем уходе, либо близкими родственниками в возрасте старше 65лет или имеющими хронические заболевания, указанные в приложении № 2 к настоящему постановлению;
— доставки продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении №1 к настоящему постановлению, близким родственникам в возрасте старше 65 лет или имеющим хронические заболевания, указанные в приложении №2 к настоящему постановлению;
следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Ростовской области, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки). Следование к месту (отместа) осуществления деятельности, перемещение в целях осуществления деятельности, предусмотренной настоящим абзацем, возможны только при наличии справки поформе согласно приложению №3 к настоящему постановлению, а для адвокатов и нотариусов – при наличии удостоверения;
— следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением. К ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг также относится ближайший розничный рынок;
выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания)
— выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
При этом, граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих некоторые хронические заболевания, указанные в приложении к Постановлению, не могут осуществлять уход за близкими, в том числе доставлять им продукты питания не по месту своего проживания, а также передвигаться на работу.
Справки и пропуска действующие в период с 1 по 11 мая 2020 г.
Кроме того, напомним, что с 1 по 11 мая 2020 г. согласно Постановления Правительства РФ от 30.04.2020г. № 426 действуют справки и пропуска только для ограниченных категорий организаций, деятельность которых направлена на обеспечение бесперебойной жизнедеятельности и борьбу с коронавирусом.
Так в этот период действуют разрешения и справки, выданные в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от05.04.2020 №272 гражданам для передвижения исключительно в целях осуществления деятельности:
— государственных и муниципальных учреждений и предприятий;
— системообразующих организаций;
— непрерывно действующих организаций, организаций, имеющих оборудование, предназначенное для непрерывного технологического процесса. Положения настоящего абзаца применяются с учетом рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 26.03.2020 №14‑4/10/П-2696 (в редакции письма от 27.03.2020 №14-4/10/П-2741) и распространяются также на строительные организации, организации сельскохозяйственной отрасли, организации в сфере дорожного хозяйства;
медицинских и аптечных организаций;
— организаций, обеспечивающих население продовольственными товарами и(или)непродовольственными товарами первой необходимости;
— организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
— организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
— организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
— организаций, осуществляющих производство и выпуск средств массовой информации;
— лиц, обеспечивающих: охрану и содержание зданий, строений, сооружений, в помещениях которых осуществляется деятельность организаций; поддержание процессов, которые не могут быть приостановлены с учетом их технологических особенностей; начисление и выплату заработной платы;
— волонтеров (добровольцев).