Условия, необходимые для удовлетворения иска о защите деловой репутации субъекта предпринимательской деятельности?
Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе защищать свою деловую репутацию путем опровержения порочащих их сведений или опубликования своего ответа в печати.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 г.) решение об удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации выносится судом в случае установления совокупности трех условий:
— сведения должны носить порочащий характер;
— быть распространены;
— не соответствовать действительности.
При этом истец обязан доказывать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, и порочащий характер этих сведений.
На ответчика возложена обязанность доказать, что распространенные им сведения соответствуют действительности.
В настоящее время большая часть исков основана на распространении ответчиком порочащих сведений в социальных сетях либо в сети Интернет.
По данным категориям дел суды оценивают содержание публикации, способ размещения информации в тексте, построение фраз и подачу информации, с учетом объяснений сторон и иных доказательств.
Нередко назначается судебная лингвистическая экспертиза, определяющая характер и форму высказываний.
Таким образом, для определения перспектив обращения в суд с рассматриваемыми требованиями, необходимо предварительно проанализировать все имеющиеся доказательства на предмет их соответствия вышеуказанным критериям.
Например, Постановления АС СКО по делам №А53-43225/2021, А63-16289/2021.