Можно ли истребовать имущество у добросовестного приобретателя, если договор от имени компании – продавца подписывал директор, чье назначение в последующем было признано незаконным?
Так по одному из дел, рассмотренных Верховным судом, директор организации продал несколько объектов недвижимости на основании решении общего собрания, которое одобрило совершение этих сделок. Данное имущество в последующем было перепродано ещё несколько раз. Однако, через некоторое время в судебном порядке восстановил свои права на долю в размере 75 % один из учредителей и признал назначение директора незаконным.
В связи с эти данная организация уже в лице нового директора обратилась в суд с иском об истребовании объектов недвижимости – нежилых помещений у конечного покупателя. Последний в суде заявил, что является добросовестным, так как права на момент продажи на недвижимость были зарегистрированы за организацией – продавцом и по выписке из ЕГРЮЛ директором являлся тот, кто подписывал договор, к тому же было ещё и решение общего собрания об одобрении данных сделок.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в иске, сославшись н вышеуказанные доводы.
Однако, Верховный суд сакцентировал внимание на том, что раз назначение директора на момент подписания договоров являлось незаконным и решение общего собрания об одобрении сделок проводилось без участника, право которого на 75% долей в последующем было подтверждено, следовательно, не было действительной воли организации на передачу имущества первичному покупателю.
А в случае, когда имущество выбывает из владения собственника, в данном случае компании, без его воли, оно подлежит истребованию в пользу первичного собственника даже у добросовестного приобретателя вне зависимости от количества совершенных сделок, после которых последний стал собственником имущества. (Определение ВС РФ № 305-ЭС22-12747, п. 13 ОСП № 1-23)