Должен ли маркетплейс доставить и передать товар, если вернул за него деньги?
Так, по одному из дел покупатель заказал музыкальный центр на маркетплейсе. После этого к нему пришло письмо на электронную почту из пункта выдачи с датой самовывоза.
Через несколько часов после этого мужчине сообщили, что заказ отмене по причине отсутствие его в наличии. В итоге покупателю вернули деньги.
Однако, мужчина с этим не согласился и направил претензию в маркетплейс с требованием о поставке товара, который электронная площадка продолжала успешно продавать, но уже по большей стоимости. На претензию был получен отказ.
В связи с этим, покупатель обратился в суд с требованием о взыскании убытков в размере 59 990 руб., исходя из разницы в стоимости музыкального центра на момент обращения в суд и на момент заказа, неустойки за просрочку поставки товара в размере 178 170 руб., 10 000 руб. — компенсации морального вреда, штрафа 50 % от всех обозначенных сумм и дополнительной неустойки за просрочку исполнения требования в размере 3% от общей суммы, заявленной в иске.
Суды трех инстанций отказали в требованиях покупателя, поскольку продавец вернул деньги за музыкальный центр.
Однако, этим делом заинтересовался Верховный суд РФ, который отметил, что возврат денег за товар без согласия покупателя не освобождает продавца от поставки товара. Тем более, товар имеется в наличии у продавца.
Таким образом, в случае, когда маркетплейс отказал в доставке (продаже) ранее заказанного товара, у покупателя имеется право требовать от продавца исполнить свою обязанность – доставить товар. А если продавец этого не делает, тогда обратиться в суд с иском о возмещении убытков, исходя из подросшей цены на заказанный товар, а также предъявить иные требования по закону о защите прав потребителей: неустойку, штраф, компенсацию морального вреда
(Дело № 16-КГ23-48-К4).