В настоящий момент законодательством установлено, что право на выплату имеют в равных долях члены семьи военнослужащего, к которым, в частности, относится супруга, состоящая на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, в зарегистрированном браке с ним.
Таким образом, факт регистрации брака является юридически значимым при определении наличия права на рассматриваемую денежную сумму.
Между тем, в январе 2024 г. в Госдуму был внесен законопроект, в котором предусмотрено право одного из «гражданских» супругов в судебном порядке установить факт брака в случае, если другой супруг погиб, призван безвестно отсутствующим или объявлен умершим в связи с участием в специальной военной операции.
При этом заявителю необходимо будет представить суду доказательства совместного проживания супругов и ведения ими общего хозяйства в течение не менее трех лет или не менее одного года при наличии совместного ребенка.
На основании решения суда об установлении факта состояния в брачных отношениях будут вносится сведения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния.
В мае 2024 г. Правительство поддержало данный законопроект, уточнив, что его следует дополнить условием о том, что ни одно из лиц, находящихся в фактических брачных отношениях, признаваемых судом браком, не должно состоять в зарегистрированном браке.
Таким образом, в настоящий момент право на единовременную выплату имеет супруга, состоящая в зарегистрированном браке с погибшим военнослужащим.
Однако в перспективе возможно введение нового положения об установлении факта состояния в брачных отношениях.