Права потребителя при отключении онлайн-сервисов, необходимых для использования товара?
В настоящее время товары, работоспособность которых напрямую связана с установленным программным обеспечением (например, смарт часы, фитнес браслеты, пульсометры и т.п.), широко востребованы среди потребителей.
При этом после отключения онлайн сервисов, поддерживающих функционирование данных устройств, такие товары становятся не пригодными для использования в соответствии с целями, для которых они были приобретены.
Верховный Суд РФ, разбираясь в рассматриваемой ситуации, указал, что потребитель в данном случае имеет право на заявление требований о взыскании стоимости товара, а также неустойки и штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворить его требование.
В силу положений закона качественным признается такой товар, который на протяжении всего срока службы может использоваться в соответствии с конкретными целями, для которых он приобретался, в частности, должна быть гарантирована работоспособность программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре, например, операционной системы.
Если устранить возникший недостаток товара не представляется возможным, так как производитель товаров перешел на использование иного программного обеспечения, такой недостаток является неустранимым, что влечет за собой возможность реализации потребителем вышеуказанных прав.
Таким образом, по данной категории дел потребителю необходимо доказать факт невозможности дальнейшего использования покупки по назначению в связи с действиями производителя.
Требования можно предъявить в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
При этом подтверждать возникновение недостатка до передачи товара потребителю, с учетом специфики вопроса, не требуется.
Дело № 46-КГ20-19-К6